Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры

21 октября в Москве открылась выставка “Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры”.

Московский Музей живописной культуры (МЖК) – один из первых в мире государственных музеев современного искусства, единственный государственный музей авангарда. За годы деятельности МЖК собрал крупнейшую коллекцию современной живописи, графики и скульптуры, в основном представителей русского авангарда. Всего через фонды московского музея прошло около 2000 работ.

Выставка приурочена к 100-летнему юбилею уникального проекта Советской России, развернувшего по стране сеть музеев нового типа, — музеев живописной культуры. В его организации участвовали такие знаменитые мастера, как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин.

Мы особо горды тем, что две работы из фондов Дальневосточного художественного музея также представлены на выставке! Это полюбившиеся хабаровчанам «Лежащая натурщица на красном фоне» И.Машкова, и «Натюрморт. Красное и белое» Д.Штеренберга.

Как же вышло так, что эти картины двух выдающихся мастеров своего времени оказались в Хабаровске? История берет начало в далекие времена музейного строительства в СССР. В 1918-23 годы правительство СССР, организовав основную музейную сеть, занималось плановым руководством работой музеев. Параллельно разрабатывался директивный план развития народного хозяйства, включающий обязанность превратить Дальний Восток в район, «мощный по своему хозяйственному развитию и широкой постановке в нем культурной и просветительной работы». В регионе открывались художественные училища, художественные школы, создавались художественные объединения, появлялись первые выставки местных художников. Назрела необходимость в создании крупного регионального художественного музея в столице Дальнего Востока – Хабаровске.

Уже весной 1930г. было получено согласование в Народном комиссариате просвещения и Совете народных комиссаров о выделении для Дальнего Востока большого целевого собрания художественных произведений из Государственного музейного фонда, а позже Постановлением Дальневосточного краевого исполнительного комитета было принято решение об организации в Хабаровске Дальневосточного художественного музея. Были созданы две группы профессиональных искусствоведов для одновременной работы в Москве и Ленинграде по отбору произведений в фондах крупных московских и ленинградских музеях. В результате было отобрано свыше 1000 работ из Императорской Академии художеств, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изящных искусств, Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея керамики, из ликвидируемого музея ВХУТЕИНа. Целых пять вагонов произведений искусства отправились на Дальний Восток!

По учетной документации музея три работы (две обозначенные выше и «Пейзаж. Столярная в Абрамцеве П.Кончаловского) поступили в ДВХМ в 30ые годы из Третьяковской галереи (а в ГТГ – из Музея живописной культуры, который в 1928 году был ликвидирован, а все его фонды переданы в Третьяковскую галерею и Эрмитаж).

Судьба этих работ сложилась нелегко: в 1930-50ые годы произведения авангардистов практически не выставлялись в музеях в силу партийно-политических задач, будущее работ висело на волоске от гибели. В 1960-70ые эти работы лишь изредка экспонировали на музейных тематических выставках. Но в 1978 году работы И.Машкова и П.Кончаловского были введены в постоянную экспозицию музея. В настоящее время посетители ДВХМ могут встретить эти работы в экспозициях гораздо чаще, чем в советское время.