05.06.2018 – 05.08.2018

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов.

Неудивительно, что в то время, когда в Государственной Третьяковской галерее проходит грандиозная выставка знаменитого баталиста, Приморская государственная картинная галерея и Дальневосточный художественный музей объединились, чтобы показать нашим зрителям произведения Василия Верещагина из своих коллекций, поступившие  в 1930-1931 гг. из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Представленные на выставке живописные этюды относятся к нескольким сериям, главным образом, к ошеломившей современников Туркестанской. В 1867 г. В.В. Верещагин получил приглашение генерала К.П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нём художником и отправился в Самарканд, который был взят русскими войсками. Здесь он получил настоящее боевое крещение, находясь в осаде Самарканда восставшими местными жителями. За участие в обороне города Верещагин был награждён военным орденом Святого Георгия IV степени. Впервые Туркестанская серия была показана в апреле 1873 года в Лондоне, на первой персональной  выставке баталиста. Успех был непревзойдённый! С него и началась международная слава Василия Верещагина. В 1874–м  с Туркестанской серией познакомился петербургский и московский зритель. Верещагин сразу и прочно завоевал известность в России. Павел Михайлович Третьяков купил у художника большую часть работ из Туркестанской серии: 143 картины, 81 этюд, 133 рисунка.

На выставке «В. Верещагин. Лики Азии» представлены также предметы декоративно-прикладного искусства и оружие 19 века из собрания Дальневосточного художественного музея.

 Азиатские этюды Василия Васильевича Верещагина, экспонируемые на этой выставке, не столь грандиозны и потрясающи, как полотна, вдохновленные ими. Однако в этих написанных с натуры небольших холстах, картонах и досках сохранилось живое чувство и боль художника, его непосредственные впечатления от увиденного на войне, – и в этом их непреходящее значение для истории русского искусства и особая ценность для современного зрителя.