Морская месса

произведения русских и западноевропейских

художников-маринистов XVII – XX веков из собрания музея

Организаторы:

Министерство культуры

Хабаровского края

Дальневосточный художественный
музей

 

Время и место проведения:

07.06. – 30.06.2019,

Дальневосточный художественный
музей

(Шевченко, 7)

Дальневосточный художественный музей представляет выставку морского пейзажа из собрания отечественного и зарубежного искусства XVII – XX веков. Более 40 живописных, графических, скульптурных произведений представляют морскую стихию в самых различных состояниях.

Море появилось в изобразительном искусстве тысячи лет тому назад. Первоначально маринистике (марина – в переводе с латинского «морская») отводили роль исторической живописи, призванной запечатлеть прославленные суда и морские битвы. С развитием жанра художников стало все больше интересовать само море и изменчивость его состояний.

В качестве же самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII века. И неслучайно в нашей экспозиции представлена, в том числе, работа основоположника голландского реалистического морского пейзажа, одного из самых знаменитых художников-маринистов начала XVII века Яна Порселлиса. В творчестве этого мастера ведущее место заняли мотивы, почерпнутые из повседневной жизни голландских рыбаков и моряков, которых также любил изображать и фламандец Петерс Бонавентура.   

Расцвет русской марины пришелся на XIX век. В экспозиции представлены работы романтического характера (Алексей Боголюбов, Альберт Бенуа), а также марины художников-реалистов (Владимира Пчелина). Главный герой этой экспозиции – море предстает и тихой спокойной гладью как на работе Николая Дубовского, и разъяренной стихией как на холсте Руфима Судковского.

            Кроме живописных образов водной стихии, в которых очарование моря воплощается с помощью цвета, на выставке представлены и графические морские виды (Федора Васильева и Льва Лагорио), создающие образ стихии линией и тонкой нюансировкой света и тени. 

            Эволюция морского пейзажа на протяжении трёх столетий, попытка отражения которой заключена в строе и структуре экспозиции, приводит зрителя к простому выводу о том, что жанр «марины» по-прежнему остается одним из самых любимых для наших современников. Но именно в естественной музейной среде морской пейзаж обретает особую силу и притягательность. В чем легко убедиться, увидев и “услышав” живопись “морской мессы” в музее.