План размещения видеоматериалов и лекций на сайте музея и на официальных страницах в социальных сетях:

МАТЕРИАЛЫ ЗА МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ ПО ССЫЛКЕ

СЕНТЯБРЬ             ОКТЯБРЬ

Сентябрь

Обращение современных художников к теме войны, как правило, происходит в концептуальном русле. В таких работах война перестаёт быть конкретным событием: она предстаёт обобщённой идеей зла, суть которого раскрывается художниками через метафоры. Действие персонажей на подобном полотне теряет очевидную сюжетность. Вместо этого весь изобразительный ряд распадается на множество концептов, как, например, на нашей сегодняшней работе – наивные дети, увлечённо играющие в войну, но не знающие её настоящих ужасов, и в этих же детях угадываются обезличенные стороны любого конфликта, так же увлечённые войной, но не состоявшиеся в созидательных порывах… Восприятие усложняется центральной фигурой старика, соотношением цвета игрушечных ружей и конструктора, лежащего на полу, общей цветовой гаммой. Подобные приёмы создают множество путей для понимания произведения искусства и подключения к его контексту зрительского опыта.

Недаром Говоркова Ивана Владиславовича называют художником интеллектуальным, «склонным к содержательно-выразительным парадоксам». Поле его деятельности необычайно широко: живопись, графика, скульптура, инсталляции, цифровое искусство.

В настоящее время Иван Владиславович преподает на кафедре рисунка в  Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который сам закончил в 1967 году, отучившись в мастерской монументального искусства профессора Андрея Андреевича Мыльникова, советского и российского живописца, академика АХ СССР.

Родился Иван Владиславович Говорков 20 июня 1949 года в Ленинграде. Первую серьёзную художественную подготовку получил в художественной школе им. Иогансона. Закончив Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, работал в творческой мастерской А.А. Мыльникова, оттачивая своё мастерство.

Сильная академическая база не мешает художнику заниматься искусством актуальным, нет никакого пресловутого отторжения «старого». Концептуальное направление для художника так же важно, как академический рисунок и в своих многочисленных интервью Иван Владиславович отмечает, что нет никакой разницы между обучением классической живописи и медиа-арту: «Учиться цифровой графике или учиться рисовать, как в старой доброй академии, — карандаш, планшет и голова Давида, — это, на самом деле, одно и то же».

С 1978 года – член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. С 1993 г. – член Санкт-Петербургского творческого союза (IFA) и Международной Федерации Художников UNESCO. Участник многочисленных выставок в России, Германии, Франции, Финляндии, Бельгии, Голландии, Дании.

За свою короткую жизнь – всего 30 лет – этот художник успел стать основателем целого жанра – историко-бытового. Те 11 лет из этих 30, которые художник провёл, отдаваясь историческим зарисовкам, стали монументальным началом новейшей русской исторической живописи.

Вячеслав Григорьевич Шварц, ещё будучи ребёнком, слыл способным учеником. Родился 22 сентября 1838 года. До 8 лет жил на Кавказе, где служил его отец. Там художник делает самые первые пробы пера в рисунке. Переехав с матерью в Москву, продолжает обучение под руководством бывшего ученика Московской рисовальной школы С. Щёголева. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители определили его в воспитанники Императорского Александровского Лицея (бывшего Царскосельского) в Санкт-Петербурге. Там его наставниками будут Александр Алексеевич Василевский, портретист и исторический живописец, под крылом которого Вячеслав Григорьевич сделает большие успехи и Арсений Иванович Мещерский, с которым Шварц впервые начал пробовать живопись масляными красками.

После лицея начинает заниматься в Академии Художеств в числе учеников заслуженного профессора батальной живописи Богдана Павловича Виллевальде и почти одновременно – в Петербургский Университет, где не на шутку увлекается лекциями историка, публициста, профессора Николая Ивановича Костомарова. Так воедино сплетаются две страсти Вячеслава Григорьевича – история и живопись.

На своём полотне «Схимник» художник изображает монаха-старца, человека, принявшего Великую схиму – торжественную клятву православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Мы видим, что он облачён в одеяния, носить которые мог только прошедший постриг в Великую схиму. В первоначальном значении схимой и называется монашеское облачение. Особое внимание вызывает куколь – остроконечная шапочка с крестами – сразу выдающая в образе именно схимника.

Великая схима как клятва предполагает совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. У схимников нет послушаний, кроме служения литургии и духовничества. Зачастую, не имею возможности жить настоящим отшельником в пустыне, схимники вместо отшельничества давали обет вселения в затвор. Именно такого затворника мы и видим на полотне. Дневной свет, попадающий в пространство избы через высокое окно из мира, уже не принадлежащего схимнику, более не в силах искусить его покинуть затвор, воспринимаемый им гробом, ведь именно умерев для всего остального мира, схимник остаётся наедине с Богом в своих молитвах.

Октябрь

Его называли русским Леоном Бонна, его картина производили неизгладимое впечатление на монархов, а Иван Сергеевич Тургенев, портрет которого так же принадлежал кисти мастера, пророчил этому художнику грандиозное будущее. Но тем печальнее осознание, что к концу своей жизни этот талантливый художник был почти забыт…

Алексей Алексеевич Харламов родился в семье крепостных крестьян 18 октября 1840 года и был седьмым ребёнком в семье. Проданный вместе с родителями другой помещице и разлучённый со своими братьями и сёстрами, он получает вольную в 1850 году и в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств Владимира Яковлевича Афанасьева, а в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств. Там его учителем становится Алексей Тарасович Маркова, заслуженный профессор живописи и представитель позднего классицизма.

После выпуска из Академии много путешествует по Европе, живёт некоторое время в Париже. В 1872 году Алексей Алексеевич Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, экспонентом которых он будет теперь каждый год. В конце 1872 года Алексей Алексеевич возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна, умевшего удовлетворять буржуазные вкусы своим механическим мастерством. Современники отзывались о Бонна, как о превосходном, однообразном и тривиальном художнике. Харламов, имевший в своих учителях классициста Маркова, а в послужном списке – копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа», без остатка отдаётся влиянию Бонна, в работах которого он видит любимых им испанских и итальянских мастеров старой школы, но поданных с близкой салонному времени внешней утончённостью.

Именно эта утончённость пришлась по вкусу супругам Виардо – Луи и Полины, ставшими его постоянными заказчиками и протекторами. Буквально за один год – 1875 – художник делает головокружительную карьеру, вернувшись под его завершение в Россию, где, однако, по замечанию современников Харламова «от картин требовалось гражданское служение», чуждое художнику, поэтому Алексей Алексеевич возвращается во Францию, уже навсегда.

Но и Франция оставалась верна своим вкусам не так долго – в отличие от самого Харламова, так и не сумевшего заметить тот судьбоносный для себя момент, когда внимание публики к его картинам стало стремительно снижаться.

Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве.

Не стало Алексея Алексеевича Харламова 10 апреля 1925 года.

 

Имя Бориса Герасимовича Шахназарова хорошо знакомо дальневосточному зрителю. Созидательное настроение его полотен, притягательный колорит и любовь художника к изображению простых, лишённых пафоса вещей снискали ему любовь ценителей искусства.

Борис Герасимович Шахназаров родился 29 декабря 1905 года в г. Карсе в Армении. С 1926 по 1928 годы в Тифлисе занимался в художественной студии у профессора Моисея Ивановича Тоидзе, выпускника мастерской Ильи Ефимовича Репина. В 1927 году впервые участвовал в художественной выставке в г. Москве, на выставке студийцев. В 1928 году поступил в Тифлисскую Академию художеств, а затем – в 1933 году – во Всероссийскую Академию художеств г. Ленинграде. В Академии вместе с ним учились знаменитые теперь классики советской живописи: Сергей Михайлович Грицай, Александр Иванович Лактионов, Борис Валентинович Щербаков. По окончании Академии работал в Таджикистане в городе Сталинабаде, нынешний Душанбе.

В 1941 году Борис Герасимович добровольцем уходит на фронт и уже совсем скоро становится участником боёв под Москвой. После войны и тяжёлого ранения уезжает на Сахалин, северная природа которого потрясла художника южных кровей удивительной гармонией, ощущением покоя и вечности. Даже ощущаемая многими художниками суровость этого края не оттолкнула Бориса Герасимовича и не омрачила его колорит.

В 50-е годы Сахалинская организация Союза художников была объединена с художниками Хабаровска, Владивостока, Камчатки, Якутска в региональный Союз художников Дальнего Востока. В 1962 году художник перебирается в Хабаровск.

Как фронтовик, Борис Герасимович ценил радость в простом и привычном, что даруется человеку независимо от него. В пейзажах и натюрмортах художника неизменно присутствует «прекрасность» изображённых предметов и явлений. Будучи филигранным колористом Борис Герасимович создаёт великолепные по своей цветовой наполненности картины, где каждый оттенок помогает воплощать суть изображённых вещей: сочных фруктов, спелых овощей, пахнущей копчёной рыбы… Обыденные вещи на его полотнах  становятся необычайно притягательными.

В 1984 году за заслуги в области изобразительного искусства Борису Герасимовичу Шахназарову присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».

Ушёл из жизни Борис Герасимович в 1993 году.

Русский живописец Григорий (Егор) Андреевич Ознобишин родился в 1837 году. Биографические данные о художнике очень скудные, место и точная дата рождения, а также смерти неизвестны.

Первое художественное образование Ознобишин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1854—1857), по окончании получив звание учителя рисования в городских училищах. Затем, переехав в Петербург, на пять лет стал вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств (1858—1863).

 В Академии начинающий художник занимался и жанровой живописью, и пейзажем, который осваивал под руководством М.Н. Воробьева и А.П. Боголюбова.

В 1858 г. им было написано полотно «Молебен у раки прп. Сергия и Германа в присутствии императора Александра II и его семьи 28 июня 1858 года», посвященное посещению членами царской семьи святых мощей преподобных Валаамских Чудотворцев Сергия и Германа в Спасо–Преображенском соборе на острове Валаам.

За пейзажные работы отмечался малой (в 1859 г.) и большой (в 1862 г.) серебряными медалями.

А 1863 году за четыре представленные работы (“Вокзал минеральных вод в Солигаличе”, “Группа дубов”, “Водяная мельница” и “Охотник, застигнутый бурей”) Г.А.Ознобишин получил звание классного художника второй степени.

Григория Андреевича Ознобишина, как и многих других художников-реалистов второй половины XIX века интересовала жизнь русской деревни, но не идеализированная и приукрашенная, а настоящая, с показом заброшенных уголков огромной страны, общим настроением уныния и беспросветности.

Полотно Ознобишина «Деревня», созданная в 70-е годы XIX века, поступила в музей в 1931 году из Государственной Третьяковской галереи. Эта работа является одним из наиболее реалистических изображений русской глубинки.

С большим вниманием художником подмечены черты убогой, неказистой деревеньки.  Он изображает узкую улицу на окраине, избу с полуразвалившейся крышей, накрытой досками с неровными и скрошившимися краями. Образ бредущей по дороге коровы на первом плане картины вносит элемент щемящей тоски, одиночества, ненужности.  Его усиливает одинокое дерево с полуоблетевшей листвой, голые ветки которого выделяются на фоне осеннего неба.  В глубине картины, у избы мы видим несколько человеческих фигур, указывающих, что жизнь в деревне продолжается.  Простоте мотива соответствует сдержанность колорита – серые дождевые облака, коричнево-ржавая жухлая солома, потемневшие срубы построек.

 

 

Помимо живописи Григорий Андреевич занимался преподавательской и общественной деятельностью, являясь членом Российской Императорской Академии художеств.

С 1866 года проживая на землях Войска Донского, Ознобишин собирал материалы по истории донского казачества, археологии и этнографии.

Его труд – альбом донских видов, созданный в 1875 году для Академии художеств, – стал бесценным документом, единственным источником, сохранившим облик казачьей архитектуры XVIII века. В альбоме − десятки рисунков акварелью и сепией, изображения памятников архитектуры, этнографические коллекции.

В 1869 году такой альбом был подарен цесаревичу − будущему императору Александру III. Художнику вручили ценный подарок, денежное пособие и предложили продолжить начатую работу по собиранию раритетов. С 1875 года художник провел большую работу по подготовке рисунков из истории донского казачества для будущего Донского музея, который был основан в 1899 году в Новочеркасске по инициативе художника.

Последний раз живописец участвовал в Академической выставке в 1879 году, когда экспонировал два пейзажа: «После дождя» и «Старый мост». 

 

 

Визит в музей.

Рекомендации для посетителей

12 августа наш музей начал свою работу. При посещении музея просим Вас соблюдать следующие правила:

    1. Пройдите, пожалуйста, бесконтактную процедуру измерения температуры
    2. При необходимости воспользуйтесь антисептической жидкостью для рук, которая находится в дозаторе
    3. В музее соблюдается обязательный масочный режим
    4. Соблюдайте дистанцию 1,5-2 метра
    5. Групповое посещение ограничено и составляет не более 5-ти человек
    6. Консультации можно получить у администратора или сотрудника музея

Надеемся, что  визит в наш музей будет комфортным