План размещения видеоматериалов и лекций на сайте музея и на официальных страницах в социальных сетях:

МАТЕРИАЛЫ ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ МЕСЯЦЫ МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ ПО ССЫЛКЕ

ДЕКАБРЬ

Когда речь заходит о Витольде Каэтановиче Бялыницком-Бируле обычно останавливают своё внимание на том, что этот с детства одарённый художник являлся продолжателем традиций русского лирического пейзажа XIX в. Ученик Сергея Алексеевича Коровина, Василия Дмитриевича Поленова и Иллариона Михайловича Прянишникова. Именно  по совету последнего Витольд Каэтанович и поступил к ним на курс в Московское училище живописи, ваяния и зодчества сразу после Киевской рисовальной школы Николая Ивановича Мурашко, человека в чём-то близкого идеалам передвижников, чья рисовальная школа дала пропуск в профессионалы многим художникам, среди которых был и будущий пейзажист Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля.

Родился художник в Могилевской губернии, в Белоруссии в 1872 году. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Именно из детства вынес юный Витольд понимание той особой жизни, которой живет природа. Мальчик очень рано начал рисовать, воплощая всё увиденное им в своих рисунках.

В Москве работал в мастерской Исаака Ильича Левитана, проникнувшись к нему глубочайшим уважением. В будущем даже свой дом с мастерской художник построит недалеко от тех мест, где часто работал Левитан.

Вскоре молодой художник обратил на себя внимание Павла Михайловича Третьякова, который с выставки в 1892 году купил его картину «Из окрестностей Пятигорска». С 1897 года Бялыницкий-Бируля постоянно экспонируется на выставках, в 1904 году его избирают членом Товарищества передвижников, а уже через четыре года он удостаивается звания академика живописи. В 1917 году Витольд Каэтанович организовал художественную школу для крестьянских детей. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», не отступая от своей преданности пейзажу. После 1917 года он продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа – уникального явления советской живописи, становление которого пришлось на 30-е годы XX столетия и ознаменовавшего собой потребность в сакрализации памятных мест потерянной в первое десятилетия Октябрьской революции «старой России».

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю русского, советского и белорусского искусства как тонкий и поэтичный пейзажист.

Ушёл из жизни 18 июня 1957 года на своей даче «Чайка