Друзья, согласно приказу министерства культуры Хабаровского края “О внесении изменений в приказ от 17.03.2020 № 75/01-15 “О реализации мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции” от 20.03.2020 №87/01-15 наш музей закрывается для посещения на неопределенный срок.

А пока мы продолжим рассказывать в режиме онлайн о музейной коллекции, художниках, работы которых представлены в экспозиции, совершим виртуальные прогулки по музею и расскажем о том, что хранится в наших запасниках.

План размещения информации на сайте музея и на официальных страницах в социальных сетях:

Рубрика «Рассказы о художниках». Константин Маковский

Киселев А.Г.

У поклонников ДВХМ имя Константина Егоровича Маковского неразрывно связано с густотой атмосферы и шёпотом бархата на портрете его второй супруги, Юлии Павловны Летковой.  Замечательный образец станковой живописи Константина Маковского поступил в ДВХМ в июле 1931 года из Государственного Русского музея и является ярким образцом салонной живописи художника, которой он отдавал предпочтения, в противовес, как ему казалось, сумрачным и ограничивающим его талант принципам передвижников. Молодая женщина с румянцем на щеках прямо и открыто смотрит на зрителя ясными глазами и элегантная поза, достойная графини, не мешает ясности и благородству, которым овеян её образ, как и слегка пухлая фигура Юлии Павловны, словно списанная с одной из муз эпохи Возрождения. Такой она и была для Константина Егоровича, музой, вдохновившей его на целый ряд женских портретов, и вернувшей художнику утраченное счастье…

Юлия Павловна была не первой женщиной художника. В 1866 году Константин Маковский обвенчался с артисткой драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, Еленой Тимофеевной Бурковой. Молодая пара, имеющая общие интересы и духовное родство, жила счастливо. Елена немного рисовала и была увлечена музыкой и театром. Она внесла в рассеянную «богемную» жизнь Маковского много любви и душевного тепла, которые позже неизменно будут присутствовать  на детских портретах кисти художника. Но их счастье резко оборвалось: сначала умирает новорожденный сын, а через два года, от туберкулеза умирает Елена.

Жадный до жизни Константин Маковский не будет носить долгий траур, но утрата любимой не будет для него простым испытанием. Однако не пройдет и года, как овдовевший Маковский повстречает на балу в Морском корпусе 15-летнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую в Петербург поступать в консерваторию. Влюбившись с первого взгляда, 35-летний профессор живописи не отходил от юной красавицы ни на шаг. Его покорила музыкальность юной особы, которая имела необыкновенно красивый тембр сопрано. Сам Константин Егорович обладал удивительно бархатистым баритоном, и пел как профессиональный артист.

Когда Юлии исполнилось шестнадцать, они обвенчались и уехали в Париж. В Париже, в декабре 1875 года, у четы родилась дочь Марина, умершая от менингита в 8-месячнеом возрасте. Семнадцатилетняя мать очень тяжело перенесла смерть перворожденной, но молодость взяла свое, и вскоре она стала опять ожидать прибавления семейства, а на поправку поехала в Ниццу. В 15 августа 1877 года в доме Переяславцева на набережной у Николаевского моста, родился сын Серёжа  Его “…очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, которые так нравились отцу…”.  13 ноября 1878 родилась дочь Елена. В феврале 1883 года родился ещё один сын – Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Юлия Павловна всегда будет очень любящей и заботливой матерью. Утро в их доме начиналось с растопки печи в детской. Юлия Павловна сама будила, одевала и кормила завтраком детей, а потом в любую погоду шла с ними гулять.

Константин Егорович напишет ещё не один портрет Юлии Павловны, прежде, чем в его жизни появится новая муза… С осени 1888 года Юлия Павловна серьезно заболела, простудившись на возвратном пути из Крыма. Недомогания в области брюшины перешли в тяжелый перитонит. В 1889 году больную Юлию Павловну отправят в Киссинген, к тому моменту Константин Егорович уже почти как год будет увлечён новой женщиной, Марией Алексеевной Матавтиной, которую он повстречал в Париже, куда ездил заканчивать свою работу «Вакханалия». Эти поездки стали регулярными. Встречи с Юлией становились всё реже, а его отсутствие – всё дольше. В последний приезд весной 1892 года он вынужден был признаться о рождении внебрачного сына Константина. Юлия Павловна не простила измены. На момент расставания с Константином Маковским ей было всего 39 лет.

Виртуальная экскурсия по временной выставке, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Война и мир» (живопись, графика из фондов ДВХМ)

 «Тема войны и мира в произведениях художников ХХ столетия из собрания ДВХМ» (часть1)

Константинова М.А.

Мастер-класс от специалистов ДВХМ в формате видео «Традиционные куклы мира» «Кукла-мотанка»

Левченко А.А.

«Экскурсия на дом» (совместный проект ДВХМ и телеканала «Хабаровск»)

Рубрика «Рассказы о художниках». Клод Лоррен 

Киселев А.Г.

Контражур. Пожалуй, именно с этого термина начинается знакомство с творчеством Клода Лоррена на экскурсиях в ДВХМ. Изображение предмета на фоне источника освещения, направленного прямо на зрителя. В XX веке этот приём найдёт себя и в фотографии и станет очень популярным к веку XIX. Но истоки его лежат в пейзажной живописи.

Как правило, в искусство приходят те, кто видит творчество смыслом своей жизни. Однако бывает и так, что путь в мир искусства открывается с подачи человека, с которым будущего творца связывают нерушимые узы. Таким человеком может стать родной отец, как было, например, у нашего предыдущего героя, Константина Маковского, а может и родной брат. Именно так и случилось с Клодом Лорреном, чей старший брат – искусный гравёр по дереву – и приобщил Клода к рисованию. Следующим шагом для него станет переезд из родной Лотарингии. Маленькому Клоду едва исполнится тринадцать лет, когда он в сопровождении одного из дальних родственников отправится в Италию, где и проведёт практически всю оставшуюся жизнь.

Похвала от самого Папы Римского, заложение принципов контражура в пейзаже, разговоры с Николя Пуссеном за бокалом красного вина – всё это будет потом, а пока юный Клод устраивается слугой в дом прославленного художника-пейзажиста Агостино Тасси, ученика известного фламандского живописца Пауля Бриля.

Вначале Клод выполнял заказные декоративные работы, т. н. пейзажные фрески, но позже ему удалось стать профессиональным пейзажистом и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись.

В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Он общается с художниками, в частности — с Николя Пуссеном, соседом, которого он посещает часто в 1660-х, чтобы выпить с ним по стаканчику хорошего красного вина.

Лоррен не был женат, но имел дочь, Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество. Лоррен умер в Риме в 1682.

«Экскурсия на дом»  Выпуск 2

Виртуальная экскурсия по временной выставке, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Война и мир» (живопись, графика из фондов ДВХМ)

 «Тема войны и мира в произведениях художников ХХ столетия из собрания ДВХМ»

(часть 2)

Константинова М.А.

Мастер-класс от специалистов ДВХМ в формате видео «Карнавальные маски» «Венецианская карнавальная маска»

Левченко А.А.

«Экскурсия на дом»  Выпуск 3

Рубрика «Рассказы о художниках». Александр Лепетухин

Киселев А.Г.

Талантливый человек талантлив во всём. Это популярное выражение часто звучит в адрес известных людей, добившихся признания своей творческой деятельностью. Однако есть люди, для которых эта поговорка будто специально выдумана…

Александр Петрович Лепетухин. Мастер, выбравший в начале творческого пути стезю живописца, стал позже преданным поклонником станковой графики, написал и проиллюстрировал две книги сказок и оставил множество письменных воспоминаний о своих коллегах и учителях.

Александр Петрович родился 2 мая 1948 года в Николаевске-на-Амуре. Выпускник художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института, член Союза художников России, доцент кафедры изобразительного искусства ХГГУ.

Как художник Александр Петрович сформировался в конце 60-х, начале 70-х г. С 1971 г. он начал активно заниматься выставочной деятельностью. И в живописно-графическом творчестве, и в литературе Александр Петрович сделал своим кредо искренность, простоту и внутреннюю честность.

Так в своих сказках Александр Петрович создаёт атмосферу бескорыстной, чудесной и наивной дружбы. Избавляя читателей от откровенно дидактических рассуждений, Лепетухин-сказочник на примере поведения своих персонажей показывает простые истины в обхождении с природой, друзьями, жизненными трудностями. Через сказку писатель пытался пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек.

Именно лаконичность, нетерпимость к излишествам в композиции и стремление показать истину привлекли Александра Петровича к графике. Так были созданы графические циклы “Путь”, “Сказки”, “О любви”, “Из детства”, “Амур”, “Рисунки с левого колена”, “Портреты художников”…  С годами графические циклы сложились в полноценные выставки, которые проходили в ДВХМ, а так же в других музеях Дальнего Востока.

Именно в фондах ДВХМ хранится среди прочих его графический цикл «Путь». В нём художник в противовес свету сказочному и осязаемому стремиться изобразить свет внутренний, сокрытый от глаз посторонних. Положив в основу библейские сюжеты и специально избегая ярких оттенков, художник создаёт будто документальные полотна, наполняя их силуэтами, тенями и вертикалями. И в этой лаконичной картинке, из общего контраста и рождается свет, та истина, которую художник бережно перенёс на картон со страниц Книги книг.

В 2014 году Александр Лепетухин был удостоен звания Заслуженный художник Российской Федерации.

Не стало Александра Петровича 11 июля 2016 г.

Виртуальная экскурсия по временной выставке, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Война и мир» (живопись, графика из фондов ДВХМ)

 «Тема войны и мира в произведениях художников ХХ столетия из собрания ДВХМ»

(часть 3)

Константинова М.А.

Мастер-класс от специалистов ДВХМ в формате видео «Рисуем с художником».

«Рисуем акварелью»

Трушина Э.В.

«Записки о художниках. Федор Боткин»

Киселев А.Г.

Виртуальная экскурсия по постоянной экспозиции «Предметы античной коллекции в экспозиции залов ДВХМ». Часть 1.

Фролова А.А.

Мастер-класс от специалистов ДВХМ в формате видео «Рисуем с художником».

«Монотипия»

Сальникова Е.

«Записки о художниках. Аннибале Карраччи»

Киселев А.Г.

Виртуальная экскурсия по постоянной экспозиции «Предметы античной коллекции в экспозиции залов ДВХМ». Часть 2.

Фролова А.А.

Мастер-класс от специалистов ДВХМ в формате видео «Рисуем с художником».

Рисуем гуашью дерево

Трушина Э.В.

«Записки о художниках. Сергей Петухов»

Киселев А.Г.

Виртуальная экскурсия по постоянной экспозиции «Предметы античной коллекции в экспозиции залов ДВХМ». Часть 3.

Фролова А.А.

Мастер-класс от специалистов ДВХМ в формате видео «Рисуем с художником».

«Кофейный пейзаж» (рисуем кофе)

Трушина Э.В.