Экспозиция иконописи

 

14 марта 2014 г. в формате выставки открылась новая экспозиция иконописи из собрания Дальневосточного художественного музея. В названии - «Свет иконы» - уже содержится важный посыл от её организаторов: приблизить зрителей к восприятию иконы в контексте духовности, которая всегда ассоциировалась со светом. 

        «Свет иконы» не только демонстрирует лучшие образцы искусства иконописи из собрания Дальневосточного художественного музея. Одновременно выставка также представляет результаты большого и многолетнего труда реставраторов музея в области восстановления древнерусской темперной живописи, возвращения к жизни старинных окладов, культовых предметов полихромной пластики, выполненных из различных материалов – дерева, металла, камня, кости. Музейная реставрационная мастерская имеет давние традиции. Многое из опыта прошлых десятилетий бережно сохраняется новым поколением реставраторов. Но много и принципиально нового появилось сегодня в работе мастерской. Особенно изменились за последние годы методы раскрытия икон от позднейших наслоений. Традиционные приемы расчистки, уступили место тщательной и скрупулезной работе под микроскопом. На смену обычным медицинским скальпелям пришли специальные микроинструменты. В практику повседневного контроля за проведением реставрации вошла макро- и микрофотография.

        Для обновлённой музейной экспозиции, посвящённой древнерусскому искусству, впервые было создано новое архитектурно-художественное пространство. Экспозиция «Свет иконы» представляет более 80 экспонатов (иконы, рельефные резные кресты, живописные и литые походные складни - иконостасы), датируемых периодом с конца XV до начала XX века, что охватывает почти все эпохи истории России. 

       Структуру экспозиции образуют несколько тематических фрагментов: Ветхозаветные пророки,  Евангельские сцены, основные иконографические типы образов Иисуса Христа и Богоматери, символико-догматические сюжеты. Среди наиболее ценных экспонатов выставки – сакральная живопись русского средневековья:  «Сретение» и «Вход в Иерусалим». Оба произведения датируются концом XV века. В своём роде уникальной для собрания музея является икона «Богоматерь Тихвинская», один из самых лирических образов Одигитрия (древнейшее изображение образа Богоматери с Младенцем Христом на руках). На этой иконе не только поставлена дата написания иконы – 1710 год, но и имя самого мастера – Илья Овсянников. На выставке демонстрируется большое число «праздничных» икон и предметов прикладного искусства более поздних эпох – конца XVIII-XIX веков. Но все они одинаково восхищают красотой почти ювелирной работы, как в технике сюжетной росписи, так и в орнаментальном украшении произведений: «София – Премудрость Божия», (Палехские письма, XVIII век), Богоматерь Умиление («Толгская», конец XVIII века), Николай Чудотворец (XIX век) – лишь некоторые примеры мастерски выполненной живописи, достойной особого внимания. 

         Каждая из 68 икон музейной экспозиции – отдельная страница истории русской культуры, неповторимая судьба экспоната, увлекательный рассказ о том, как он попал в коллекцию музея, как музейным реставраторам сантиметр за сантиметром открывалась древняя живопись, созданная неведомым мастером много столетий назад. Вместе же иконы музейного собрания – это зримое свидетельство художественной одаренности русского народа, его высочайших достижений в области изобразительного искусства. А русская иконопись, как культурное явление, – это тот драгоценный вклад, который внесен Россией в мировую художественную сокровищницу.