План размещения видеоматериалов и лекций на сайте музея и на официальных страницах в социальных сетях:

МАТЕРИАЛЫ ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ МЕСЯЦЫ МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ ПО ССЫЛКЕ

Март 2021

 

«Слепой художник» – такое прозвище закрепилось в умах потомков за Борисом Фёдоровичем Рыбченковым. Действительно, при упоминании фамилии художника многим сложно удержаться от уточняющего вопроса: «Это тот, который был слепой?». И да, и нет. Зрение Борис Фёдорович действительно потерял, но уже на последнем десятке своей жизни, в самом начале 1980-х. Очевидцев, заставших «слепой» период творчества художника, восхищали его трудолюбие и стойкость характера, которые на протяжении всей жизни были для Бориса Фёдоровича опорой в его борьбе за свою мечту.

Родился будущий художник 6 августа 1899 года в Смоленске в семье мастера-пряничника. С 1915 по 1918 год учился в Киевском художественном училище у живописца, графика, скульптора и художника декоративно-прикладного искусства Анны Августовны Крюгер-Праховой, а так же у живописцев Николая Ивановича Струнникова и Михаила Якимовича Козыка. Весной 1918 года, после закрытия училища Державной Радой Украины, вернулся в Смоленск, где продолжил образование в Археологическом институте. Состоявшееся в Смоленске знакомство с Казимиром Малевичем и краткое увлечение супрематизмом подвигло Рыбченкова продолжить свое художественное образование.

Во время Гражданской войны работал в «Окнах сатиры РОСТА» Реввоенсовета Западного фронта, занимался оформлением агитпоездов. Оттуда был направлен в Петроград в Государственные свободные художественные мастерские (ВХУТЕМАС). В 1920-1921 годах учился у художника-модерниста, скульптора, театрального декоратора Натана Исаевича Альтмана и у скульптора Александра Терентьевича Матвеева. Болезнь легких заставила навсегда расстаться с Петроградом и Академией. В августе 1921 года он переехал в Москву и по конкурсу был принят на живописный факультет ВХУТЕМАСа, где преподавали известные художники-авангардисты Любовь Сергеевна Попова, Александр Давыдович Древин и Александр  Васильевич Шевченко. В 1925 году заканчивает институт и начинает преподавать в школе рисование и черчение.

Выходец из провинциальных «низов», интеллигент в первом поколении, Борис Фёдорови Рыбченков сделал себя сам, руководствуясь единственной целью – стать художником.

Работал в основном как пейзажист, создавая камерные, лиричные произведения в духе «тихого» искусства.

В 1981 году, в возрасте 82 лет, он почти полностью утратил зрение, но уже через два года возобновил работу. Как формулировал сам Борис Фёдорович, ему помогало «что-то свыше».

Был удостоен звания «Народного художника России» лишь в 1991 году, когда ему был уже 91 год.

Не стало Бориса Фёдоровича в 1994 году.

 

Николай Фёдорович Чайкин относится к тем художникам, на полотнах которых замирают мгновения. Влюблённый в свой край, остро чувствующий время и осознающий своё место в мире, Николай Фёдорович по-настоящему стал проводником истории для будущих поколений. Одни его работы – это слепки времени, другие же – с нежностью написанные признания в любви природе родного края, его любимому Амуру, близкому его сердцу городу – Хабаровску – пейзажи которого привлекают и своей достоверностью, и в то же время размахом впечатлений, поскольку зачастую город изображался с высоты птичьего полета. Немногим удается передать городской пейзаж в динамике, как живой организм.

Родился художник 19 декабря 1922 года в селе Прокофьево Красноярского края. На Дальнем Востоке жил с 1932 года. В 1940 году поступил в Благовещенский педагогический техникум на художественный факультет, который ему так и не довелось окончить. В 1943-1944 годы работал художником в редакции газеты «Рыбаки Амура». За самоотдачу и трудолюбие художник был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Был участником выставок с 1946 года: всесоюзных, республиканских, зональных и краевых. Персональные выставки прошли в 1972, 1988 годах. Член СХ СССР с 1964 года.

Энергичный характер Николая Фёдоровича, его бодрость духа всегда были примерами для коллег. Увлечённость общественными делами совершенно не мешала ни занятиям творчеством, ни рутинным делам хозяйственника, талант которого обнаружил в себе художник, занявшись устройством Хабаровского Союза художников. Благодаря Николаю Фёдоровичу стал формироваться Художественный фонд. При его участии были построены скульптурный цех и мастерские. Он умел находить общий язык с властью, и долгое время возглавлял партийную организацию Хабаровского Союза художников.

Николай Фёдорович Чайкин был неунывающим и восхищённым художником. Его бесчисленные этюды впечатляют живым прикосновением кисти, которая дает возможность почувствовать архитектуру создания этюда, раскрывают манеру письма художника. Его пленэр восхищает своей искренностью, которую невозможно сочинить. Именно такой материал и помог художнику в создании картины «Весна на БАМе».

Не стало Николая Фёдоровича Чайкина в 2001 году.

 

Каждый художник проходит свой уникальный творческий путь. Бывает так, что судьба одного талантливого человека в чём-то схожа с судьбой другого, даже если их разделяют года и века. Но случается и обратное: самобытность и уникальность художника настолько ярко выражены, что делают его непохожим на коллег по цеху. Но есть художники, чей творческий путь сложно оценить. Превратности судьбы иногда стирают для потомков достижения даже самых талантливых из них. Отчасти так произошло и с творческим наследием русского живописца Александра Ипатьевича Алексеева, которое до сих пор мало изучено.

Про Александра Ипатьевича известно, что был он учеником Академии Художеств с 1872 года. Имел две малые и одну большую серебряные медали от Московского художественного общества и две первых серебряных медали от Академии Художеств: в 1874 и 1876 годах соответственно. В 1876 году Александр Ипатьевич получил звание классного художника второй степени за работу «Пленение Самсона». С 1886 года являлся почётным вольным общником.

Писал художник преимущественно портреты и пейзажи. В конце 1870-х годов жил и работал в Париже. Его произведения находились в различных коллекциях и частных собраниях. Основатель знаменитого Радищевского музея, художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов, так же был в числе почитателей таланта Александра Ипатьевича и даже приобрёл для коллекции своего музея несколько работ мастера.

На работе художника «Весна», датируемой первой половиной 1870-х годов, мы видим образ, полный нежного восхищения и светлого чувства красоты. Уверенными и аккуратными мазками художник пишет образ улыбающийся девушки, будто создавая аллегорию весны. Через портрет художнику удаётся  выразить и радость молодой особы от расцветания природы и вновь пришедшей красоты, и метафорическую мысль о нежности этой природы, о весне, за которой последует ещё большее тепло. Даже тона для своей работы он выбирает нежные, пастельные, где контраст прослеживается лишь на акцентных деталях, таких как цветы. Нас неизменно привлекает лёгкая улыбка молодой девушки и общий колорит работы.

В полной мере творческое наследие Александра Ипатьевича Алексеева только предстоит изучить.

Сын палехского крестьянина-иконописца, талантливый живописец, автор многочисленных портретов, пейзажей и жанровых композиций … Казалось, что сама судьба была благосклонна к Алексею Михайловичу Корину, но это только на первый взгляд. Даже сегодня имя его лишь эпизодически встречается в переизданиях мемуарной литературы, а так же в специальных изданиях.

Родился Алексей Михайлович 16 марта 1865 года. С детства будущий художник начинает работать под руководством отца, а в десять лет был определён в школу при иконописных мастерских Троице-Сергиевой лавры. Постепенно начинает смотреть за рамки иконописи. Отец художника не поощрял увлечение сына живописью, но уже через год занятий в школе, вопреки воли отца, Алексей Михайлович поступает в Москве в иконописную мастерскую Василия Вячеславовича Шокорева, иконописца и, что было важнее для начинающего художника, – живописца.

В 1884 году Алексей Михайлович поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там его учителями становятся известные художники: Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников, Василий Григорьевич Перов. Живописные и графические работы неизменно заслуживают высших оценок. В год выпуска из училища, в 1889, начинается череда первых наград: за картину «После обедни» Алексей Михайлович был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника. В 1892 году была написана картина «Больной художник», получившая высокую оценку таких мастеров как Илья Ефимович Репин и Владимир Васильевич Стасов. В том же году Павел Михайлович Третьяков приобретает для своей коллекции картину «Больной художник». С 1895 года Алексей Михайлович являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок, экспонентом которых был вплоть до 1922 года.

Жизнь Алексея Михайловича Корина до последних лет оставалась суетной, художнику почти всегда приходилось жить под гнетом заказов, отнимавших и время, и силы.

На протяжении последнего десятилетия жизни имя Алексея Михайловича все реже можно встретить в отзывах критики, хотя его работы продолжают регулярно экспонироваться, правда, в меньшем числе.

После болезни, негативно сказавшейся на зрении художника, он уединяется в своём доме, где почти забытый продолжает писать скромные этюды и тихо заканчивает свой век 13 февраля 1923 года.

 

В этот день, 25 марта, ровно сто пятьдесят лет назад появился на свет известнейший русский художник Игорь Эммануилович Грабарь, считающийся одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины

Родился будущий художник и реставратор в 1871 году в Австро-Венгрии. К 1880 году  семья Игоря Эммануиловича перебралась в Российскую империю, поселившись в Егорьевске Рязанской губернии.

Будучи ребенком, Игорь Эммануилович начал проявлять страсть к рисованию. Когда мальчик подрос, стал брать уроки живописи.

С 1882 года он учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью. Учеба в лицее давалась тяжело, но переезд в Москву открыл юноше новые горизонты. После окончания лицея Игорь Эммануилович Грабарь в 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. Окончил университет в 1893 году.

Увлечение живописью не давало усомниться в том, что следующей ступенью для Игоря Грабаря должно стать обучение в Академии художеств, куда он поступил в 1894 году и попал в ученики самого Ильи Ефимовича Репина. В этот период начинается активное становление художника как критика и историка искусства.

В последующие годы Игорь Грабарь постоянно совмещал занятия живописью с научной деятельностью. Так, с 1908 года и до начала Первой мировой войны он успел издать 8 томов своего монументального труда под названием «История русского искусства». Но война нарушила планы Игоря Эммануиловича. Было уничтожено огромное количество собранного материала.

С 1913 года Игорь Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Здесь он проявил весь свой талант организатора и экспозиционера.

С 1921 года Грабарь был профессором Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации.

Искусство для Игоря Эммануиловича всегда было предметом познания и созидания. Он был многогранной личностью. Современники называли его «человеком-оркестром» – он умел делать практически все. Игорь Эммануилович служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик, как архитектор и реставратор, музейный деятель и педагог.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.

Про Николая Ефимовича Тимкова часто говорят, что его творчество перевернуло представление запада о русском искусстве советского периода. Казалось бы, зачем критикам обращать столь пристальное внимание на отношении западного зрителя к творчеству советского художника? Чтобы понять масштаб творчества Николая Ефимовича Тимкова, необходимо подчеркнуть, что его творческим контекстом была ленинградская художественная школа.

Конец 1950-х годов стал поворотным периодом для советского искусства. Более консервативное предшествующее десятилетие было этапом накопления опыта и творческой энергии, подготовивших обретение живописью нового облика. Важную роль при этом сыграло переосмысление художественного наследия крупнейших русских и европейских мастеров.

Впервые Николай Ефимович участвовал в выставке в 1929 году ещё студентом Ростовского художественного училища, юноше тогда было только 17 лет. В РХУ, возглавляемом Андреем Семёновичем Чинёновым, учеником Василия Дмитриевича Поленова и большим поклонником Исаака Ильича Левитана, как раз и закладывалась та безмерная база, из которой выпускники позже черпали для себя те самые смыслы.

В 1933 году Николай Ефимович приехал в Ленинград и поступил на живописный факультет Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Там его учителями среди прочих были Аркадий Александрович Рылов и Исаак Израилевич Бродский.

После института Николай Ефимович был призван на военную службу в Балтийский флот, которая продолжалась до 1946 года. В годы Великой Отечественной войны и блокады он был среди защитников Ленинграда. Тимков участвовал во всех выставках художников и защитников блокадного Ленинграда, в выставке «Героический фронт и тыл» в Третьяковской галерее в 1943 году, а также в создании самой большой за годы войны выставки «Героическая оборона Ленинграда», открытой в 1944 году и положившей начало легендарному Музею обороны Ленинграда. Художник был награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В 1943 году его приняли в члены Ленинградского Союза советских художников.

На рубеже 1950-1960-х годов в ленинградской пейзажной живописи наблюдались усиление стилистического разнообразия, утончения колорита, интерес к декоративности, эстетике русского модерна и импрессионистическому обогащению живописи. Николай Ефимович Тимков становится одним из тех мастеров, что создали её новый облик.

Ушёл из жизни 25 декабря 1993 года.

Апрель 2021

Александр Иванович Абросимов – большой мастер этюда. Его излюбленная цветовая гамма – серебристо–серая, с тёплыми мягкими светлыми тонами.  Он, прежде всего живописец, чей  основной художественный метод – работа с натуры. Его пейзажи проникнуты светом. Александр Иванович органично воспринял традиции XIX века, которые заключаются в передаче светоцветового пластического пространства. Это тот настоящий реализм, для которого характерна тонкость лирического ощущения земной жизни, ее природной красоты…

Родился Александр Иванович 1 сентября 1930 года в деревне Макаровка Нижне-Ломовского района Пензенской области в семье рабочего. Отца, председателя колхоза, в 1934 году репрессировали и сослали на строительство нового города — Комсомольска-на-Амуре. В 1935 году сюда же переезжает и его семья – жена и семеро детей. Среди них был и Александр Иванович. Здесь художник будет учиться в средней школе. В июне 1944 года Александр Иванович выезжает во Владивосток для учёбы на курсах дизелистов, после окончания курсов работает на теплоходе «Нева» в организации «Востокрыбхолод».

В 1949 году он возвращается в Комсомольск-на-Амуре и поступает учеником в художественные мастерские города. В 1951 году он работает в филиале Товарищества художников в качестве художника-рекламиста и в это же время учится в художественной студии, возглавляемой Георгием Александровичем Цивилёвым, художником и первостроителем Комсомольска.

В 1953 году Александр Иванович поступает в Иркутское художественное училище, после его окончания в 1958 году распределяется в город Комсомольск-на-Амуре. Здесь он работает в художественно-творческих мастерских Художественного фонда РСФСР и в течение трёх лет занимается преподавательской деятельностью в художественной школе и в вечерней студии.

В 1964 году Александр Иванович Абросимов принят кандидатом в члены Союза художников СССР. В 1984 году был принят в члены Союза художников СССР. В те годы обязательным условием для вступления в профессиональную организацию считалось наличие в творчестве масштабной темы. В поисках глубины художественной образности приходилось создавать целые серии работ, а картины представляли собой многоплановую композицию. Но именно школа реализма и научила Александра Ивановича Абросимова аналитическому взгляду в отражении действительности.

Михаил Георгиевич Козелл родился 20 октября 1911 года в Астрахани в семье артистов, но своим путём выбрал искусство изобразительное. Посещал организованный в 1893 году Павлом Алексеевичем Власовым, выпускником Петербургской Академии художеств, «Кружок любителей живописи и рисования», который впоследствии станет «Астраханским художественным кружком любителей живописи», а к 1920-м годам – Астраханским художественно-педагогическим техникумом. Под руководством Павла Алексеевича Михаил Козелл получает основательную художественную подготовку.

В 1931 году для продолжения учёбы Михаил Георгиевич приезжает в Ленинград и в 1933 году поступает на живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, где занимается у педагогов Михаила Давидовича Бернштейна, Аркадия Александровича Рылова, Александра Михайловича Любимова, Владимира Александровича Серова. В 1939 году окончил мастерскую Исаака Бродского в институте.

Первым крупным проектом, в котором принимал участие Михаил Георгиевич, было создание панорамы «Оборона Петрограда». Над этим произведением художник работал под руководством профессора Рудольфа Рудольфовича Френца, руководителя батальной мастерской в художественном институте им. И.Е. Репина. Этот проект стал одним им самых по-настоящему крупных в творческой биографии художника.

После службы в армии вернулся в Ленинград, где прожил всю жизнь. До 1991 преподавал рисунок и живопись в художественной школе при Академии художеств СССР. С 1962 года состоял в Ленинградской организации Союза художников СССР.

Еще до начала войны художник активно принимал участие в выставочной деятельности в Ленинграде, выставлял живописные и графические работы: пейзажи, портреты, исторические сюжеты. Но самым любимым жанром оставался всегда пейзаж, именно как мастер пейзажа Михаил Георгиевич получил признание. Часто и с удовольствием он писал старые дачи под Ленинградом, заросшие и запущенные. Их настроение, атмосферу художник передавал прекрасно. Колористика работ Козелла была достаточно сдержанна, рисунок характеризовался обобщенностью. Для Михаила Георгиевича главной была не внешняя точность изображения природы, а передача ее атмосферы, состояния. Лучшие пейзажи художника привлекают подлинностью передачи сокровенной жизни природы, тонким чутьем автора, с которым он улавливает её состояние и происходящие в нём перемены.

Ушёл из жизни художник в 1993 году.

Григорий Михайлович Шегаль по праву носит титул художника-теоретика, прекрасно умещая в своей профессиональной биографии теоретические изыскания и практическую работу. Талантливый живописец, автор полотен на историко-революционную и бытовую темы, замечательный пейзажист Григорий Михайлович был человеком широких художественных интересов. Он активно разрабатывал проблему колорита в сфере живописной теории. В профессиональных кругах хорошо известна его работа «Колорит в живописи». Считается, что в раннем творчестве испытал сильное влияние сезанизма, что объясняется также общением с Александром Александровичем Осмёркиным…

Родился будущий художник в 1889 году в городе Козельске. Рано оставшись без отца – талантливого и разносторонне одаренного самоучки, – он с детских лет вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Сознательное стремление стать художником появилось у него, когда он работал в Смоленске подмастерьем в гравёрной мастерской. Тратя весь свой скудный заработок на занятия со студентом-репетитором, Григорий Михайлович за три года подготовился к сдаче экстерном экзаменов на аттестат зрелости и, успешно выдержав их, переехал в Петербург, где в 1912 году поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Здесь он учился у таких видных мастеров, как Николай Константинович Рерих, Аркадий Александрович Рылов. В 1917-1918 годах Григорий Михайлович короткое время занимался в Академии художеств у Гуго Робертовича Залемана и Ивана Яковлевича Билибина и завершил свое профессиональное образование лишь в 1925 году во ВХУТЕМАСе, окончив мастерскую Александра Васильевича Шевченко.

Григорий Михайлович, как и многие другие мастера его поколения, стоял у истоков советской художественной культуры, вместе с которой рос и его талант. С 1923 года он начал активно участвовать в выставках. Свои работы он экспонировал вместе с группой «Бубновый валет», был членом «Общества московских художников», а с 1926 года постоянно участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР).

На протяжении всей своей творческой жизни художник работал и в камерных жанрах – натюрморте и пейзаже. Особая и наиболее глубоко пережитая им тема – родная природа. В многочисленных пейзажах послевоенных лет, запечатлевших неброскую природу средней полосы, самоценное звучание обретает тема Родины.

Не стало художника в 1956 году в Москве.

Родион Степанович Гудзенко – художник, на долю которого выпало много испытаний. За этой банальной фразой, которая подходит, пожалуй, чуть ли не к целому поколению, кроется бесконечная трагедия творческого человека, чья личность несоизмеримо шире предлагаемых норм.

Родился 19 июня 1931 года в Полтаве в семье драматических актёров. Мать умерла от туберкулёза в 1934 году, когда маленькому Родиону было только 2,5 года.

В 1940 году он начинает заниматься в кружке рисования Ленинградского дворца пионеров. В конце мая 1941 года был отправлен отдыхать в Полтаву. Мальчик остается у сестры отца, где его застаёт война. В конце 1941 года юный Родион убегает из дома тёти, беспризорничает. В сентябре 1943 года уходит из Полтавы с Красной Армией, попадает на Украинский фронт в часть маршала Ивана Степановича Конева, где был принят сыном полка, участвует в боевых действиях, получает медаль «За победу над фашистской Германией».

В 1944 году поступает в Среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина.

Входит в группу художников, группировавшихся вокруг Александра Георгиевича Арефьева и поэта Роальда Чарльсовича Мандельштама (т.н. «арефьевский круг»). Отчислен из СХШ в 1947 году за формализм и космополитизм, выражавшийся в любви к французской живописи.

Эта любовь получает деятельную форму: он самостоятельно изучает язык, читает и переводит «проклятых поэтов». Искавший контактов с первыми прибывающими в страну иностранными туристами, Родион Степанович в 1956 году осуждён на пять лет лагерей по статье 58, п. 10, «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Ему инкриминировали то, что он дарил иностранцам работы, любил французскую живопись, «осуждал ограничения свободы в искусстве, существующие в СССР».

С 1957 по 1960 годы провел в Мордовии, в Дубравлаге. Писал там портреты своих товарищей по заключению. После освобождения и до конца жизни работал по художественной части в различных организациях: театрах, заводах, издательствах.

Не смотря на знание блатного жаргона, Родион Степанович был убеждённо настроен против нецензурной брани. Художник был избит хулиганами на улице за замечание о сквернословии и умер в больнице в 1999 году.

Май 2021

Валентин Петрович Степанов – художник очень тонкого мироощущения. Его пейзажи – это соединение любви к людям и радости жизни с трепетным чувством сакральной тайны, скрытой от простых людей под пеленой повседневности, но открытой зоркому сердцу художника. Иногда в этой тайне есть светлая грусть, иногда – тихая, наивная радость и всегда – свет, какой излучает старая икона, с которой смахнули пыль…

Родился Валентин Петрович 9 апреля 1931 года в селе Летняя Золотица на Белом море, куда в 1930 году были сосланы его молодые родители после раскулачивания. Его биография – это биография поколения тех детей, чьи отцы столкнулись с ужасами лагерей или погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

На севере семья испытала все унижения жизни спецпереселенцев и все тяготы войны. Первой школой будущего художника стала однокомплектная начальная школа на острове Жижгин. Одиннадцатилетнему мальчику пришлось покинуть родительский дом, чтобы продолжить обучение в семилетней школе прибрежного поселка Кега, при которой был интернат. После окончания семилетней школы в 1946 году Валентин Петрович поступает в Ярославское художественное училище, его однокашниками были фронтовики… В 1948 году перевелся в художественное училище города Саратова.

С 1951 по 1954 год служил в рядах Советской Армии. В 1956 году окончил Саратовское художественное училище. В 1958 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультет живописи в мастерскую Бориса Владимировича Иогансона. В 1962 году в Ленинграде прошла первая выставка Валентина Петровича – «Выставка молодых художников». В 1964 году Валентин Петрович приехал в Хабаровск, выбрав его при распределении и предпочтя мастерским в Москве.

Россия Валентина Петровича Степанова – это любовь и уважение к людям, их чувствам. Он был поэтом и мыслителем в живописи. Персонажи его картин взяты из жизни, но лишены повседневной серости. Он писал, что чувствовал, но при этом неуклонно следовал традициям русской реалистической школы живописи.

В 1996 году была организована первая персональная выставка Валентина Петровича Степанова из фондов дальневосточных музеев. Организована посмертно. О загадочной гибели художника ходит много легенд, но все обстоятельства этой смерти до сих пор неизвестны…

В 2021 году исполнится 100 лет со дня рождения известного советского живописца Владимира Александровича Игошева. Его называют художником, воспевшим в живописных полотнах самобытность и традиции северных народов. Однажды приехав в Ханты-Мансийский край, художник нашёл свою «заветную жилу»: северные пейзажи, портреты представителей коренных народов Севера.

День рождения мастера лишь в октябре, но не вспомнить о нём в месяц Великой Победы было бы непростительно. Создавая сюжетные композиции, ставшие значимым вкладом в дело сохранения художественного наследия многонациональной культуры России, Владимир Александрович так же не обошёл стороной и военную тематику. Его работа «Ярославна последней войны», хранящаяся в фондах Дальневосточного художественного музея, как предостережение написано для потомков. Быть может, война, о которой упоминается в названии, последняя с хронологической точки зрения в восприятии автора, быть может – последняя война человечества как таковая, после которой только тишина и «конец всех вещей». Но образ проглядевшей все глаза верной жены и любящей матери будет вечным символом скорби и надежды.

Владимир Александрович Игошев родился на хуторе Игошевский, близ села Аскино (Башкирия) в большой трудолюбивой семье хлебопашца. Окончил Башкирское художественное училище, по окончании которого был призван в армию, а затем – на фронт. В 1940—1943 годах воевал на Северо-Западном, Донском и Сталинградском фронтах. В ноябре 1942 года был тяжело ранен при штурме высоты 56,8. Почти весь 1943 год провёл в госпитале. В этом же году в Уфе состоялась первая выставка работ художника — около шестидесяти фронтовых рисунков.

В 1944—1950 годах учился в МГАХИ имени В.И. Сурикова, где его педагогами были Георгий Георгиевич Ряжский, Дмитрий Константинович Мочальский и Василий Васильевич Почиталов. Как всякий ищущий художник, Владимир Александрович всегда стремился к новым впечатлениям, к новым местам. За свою долгую жизнь Владимир Александрович побывал в творческих поездках за рубежом, и в самых дальних регионах Советского Союза, но навсегда в его сердце остался Северный край, куда он впервые приехал в 1954 году.

Ушёл из жизни художник 8 января 2007 года.

В Дальневосточном художественном музее начала свою работу выставка «Подвигов былых слава», посвящённая эпохе Отечественной войны 1812 года. Мы решили, что будет неправильным обойти вниманием художников, чьи работы представлены на выставке, поэтому в нашей постоянной рубрике «Записки о художниках» хотим познакомить вас с некоторыми из них.

Знакомство мы начнём с полотна «Отступление Наполеона из России» кисти Григория Константиновича Буреева. Работа экспонируется впервые.

В центре большого холста, напоминающего о традициях палехской лаковой миниатюры, автор изображает Михаила Илларионовича Кутузова,  который наблюдает за бегством французской армии. Написанная темперой батальная сцена удивляет своей яркостью и обилием деталей. Необычным кажется и масштаб полотна в купе со «шкатулочным» стилем росписи. Однако художники палехской школы оставались верны своим традициям даже в рамках станковой и монументальной живописи.

Григорий Константинович Буреев родился  28 января 1900 года в деревне Свергино Владимирской губернии (ныне Палехского района Ивановской области) в семье потомственных иконописцев. Его старшим братом был известный художник Василий Константинович Буреев.

С 1912 по 1917 годы занимался в палехской иконописной мастерской (в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи) у Ивана Михайловича Баканова, русского иконописца, художника-миниатюриста, реставратора, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Участвовал в Первой мировой войне. Вернувшись домой, работал на лесозаготовках. В 1928 году одним из первых был принят учеником в Артель древней живописи. Его учителем стал Иван Иванович Голиков, русский художник-миниатюрист, заслуженный деятель искусств РСФСР, инициатор и учредитель Артели древней живописи Палеха. Григорий Константинович много занимался копированием его работ. В 1930 году сам был принят в члены Артели.

Участвовал в оформлении павильона центральных областей ВСХВ. Под руководством Николая Михайловича Парилова участвовал в подготовке декораций к опере «Золотой петушок» в постановке Саратовского театра оперы и балета. Совместно с Алексеем Викторовичем Ковалёвым оформил книгу Павла Петровича Бажова «Каменный цветок». Занимался реставрацией, росписью по фарфору. В 1941 году принят в Союз художников РСФСР.

Умер 8 сентября 1972 года. Похоронен на кладбище в посёлке Палех. В 1974 году посмертно удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР».

На выставке «Подвигов былых слава» впервые за долгое время вниманию зрителя представлена работа русского художника Владимира Ивановича Соколова «Старый русский город Кострома».

Родился будущий художник 14 марта 1872 года в селе Никольском Рыбинского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье.

Учился в Строгановском училище, затем в 1894 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Дмитриевич Поленов, Валентин Александрович Серов и оказавшие на него большое влияние Исаак Ильич Левитан и, особенно, художник-пейзажист Василий Васильевич Переплетчиков. Во многом благодаря ему Владимир Иванович и увлекся пейзажем, при этом трепетное отношение к Левитану художник так же сохранил на всю жизнь.

Владимир Иванович принимал участие во многих выставках, начиная с 1893 года – сначала ученических, затем в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (членом которого стал в 1916 году), выставках Московского общества любителей художеств, в Галерее Лемерсье и других. В 1899 году участвовал в первой выставке объединения «Мир искусства». Работал Владимир Иванович маслом и акварелью.

К началу 1900-х годов Владимир Иванович был уже признанным художником, участником многих престижных выставок, обладателем премий и призов. Однако прожить, занимаясь только искусством, оказалось невозможным. Художнику пришлось взяться за управление одним запущенным имением в провинции. Эта работа не избавила от нужды.

В 1902 году Владимир Иванович в мастерской Левитана знакомится с известным меценатом Саввой Тимофеевичем Морозовым, попечителем кустарных промыслов Московского губернского земства. Савва Тимофеевич предложил художнику место преподавателя рисования и черчения в Земской учебной мастерской в Сергиевом Посаде. Через три года Владимиру Ивановичу полностью подчинили художественно-столярную мастерскую, где тот и выработал особый, упрощенный и доступный способ росписи, который стали называть «соколовским».

На выставках в Петербурге, Париже, Льеже, Милане, Лейпциге изделия с «соколовской» росписью получали медали и почетные дипломы.

В 1941 году художник тяжело заболел и оказался фактически прикован к постели.

Умер Владимир Иванович Соколов в марте 1946 года в Загорске, где и был похоронен.

Июнь 2021

31 мая 2021 года исполнилось 129 лет со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского. Творчество этого писателя служило источником вдохновения целым поколениям талантливых людей. По его бессмертным произведениям снимали фильмы, в оформлении которых принимали участие выдающиеся художники. Одним из таких художников был Евгений Михайлович Фентисов, создавший эскизы и раскадровку к фильму «Телеграмма»…

Евгений Михайлович – мастер  редкого дарования. Его  художественное понимание цветовой гармонии и человеческая чуткость создали оригинальный синтез колорита и настроения в его работах. Будучи человеком ответственным, Евгений Михайлович придерживался принципа правдивости в искусстве, но под правдой он понимал исключительную честность перед самим собой в выражении эмоций и впечатлений в творчестве.

Родился Евгений Михайлович 27 марта 1929 года в селе Пены Беловского района Курской области. Через 10 лет – в 1939 году – его семья переехала в Хабаровск. В 1945 году будущий мэтр графики окончил семилетнюю школу и устроился в Дом военно-морского флота на должность ученика художника. В 1946 году поступил в Биробиджанское художественно-графическое педагогическое училище, где его учителями были Вениамин Львович Шкраб и Георгий Семёнович Ли Гирсу.

После армии в 1954 году поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, который закончил с отличием. В 1960 году по окончании ВГИКа Евгений Михайлович Фентисов приехал в Хабаровск и поступил на службу на недавно организованный художественно-графический факультет педагогического института. Студенты запомнили Евгения Михайловича, как педагога, учившего чувствовать и понимать окружающий мир, прививавшего вкус к мысли.

К зрителю Евгений Михайлович вышел поздно. Друзья художника объясняют это высоким уровнем его ответственности и требовательностью к самому себе. Поздний выход на суд зрителя сказался и на отношении художника к своим достижениям – до конца жизни Евгений Михайлович считал, что так и не смог реализоваться в полной мере.

Первая персональная выставка художника прошла в 1979 году в Дальневосточном художественном музее. Позже был ещё ряд выставок, в том числе и в Японии.

Не стало Евгения Михайловича в 1993 году.

6 июня исполнилось 222 года со дня рождения незабвенного Александра Сергеевича Пушкина. Его творческое наследие навсегда изменило русскую литературу, проложив дорогу реалистическому направлению. Не просто писатель, но мыслитель Александр Сергеевич Пушкин и по сей день продолжает занимать заметное место в теории литературы. Язык его произведений рассматривается как основа современного русского литературного языка, а сам Александра Сергеевич ещё при жизни удостоился репутация величайшего национального русского поэта. Неудивительно, что многие современники Пушкина стремились продемонстрировать и подчеркнуть свою любовь к поэту.

Один из последних прижизненных портретов Александра Сергеевича Пушкина – портрет работы Томаса Райта – известен сейчас только в гравюре. Томас Райт, английский художник, подолгу живший в России, был в родстве с Джорджем Дау (работа которого, «Портрет генерала К.И. Бистрома», представлена сейчас в галерее ДВХМ). Дау познакомил его с Петербургом и ввёл в круг светских знакомых…

Родился Томас Райт 2 марта 1792 года в Англии. Местом рождения обычно указывается Лондон, но иногда – Бирмингем. Учился у Генри (Анри) Мейера, французского художника и иллюстратора. Был женат на сестре Джорджа Дау, вместе с которым много работал.

Джордж Дау становится модным художник Лондона в 1810-х годах, ему заказывают портреты английских генералов, особо отличившихся в битве при Ватерлоо, последнем крупном сражение французского императора Наполеона I Бонапарта. В 1818 году на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене художник был представлен русскому императору Александру I, который пригласил Дау в Россию, чтобы работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца. Весной 1819 года Джордж Дау прибыл в Санкт-Петербург, где сразу приступил к работе, а в 1822 году позвал к себе в помощники младшего брата Генри Дау и зятя Томаса Райта, который выполнял репродукционные гравюры с портретируемых.

Томас Райт выполнил рисунок Александра Сергеевича Пушкина в последний месяц жизни поэта. С этого рисунка, используя посмертную маску, художник создал знаменитую гравюру, снабжённую факсимиле с подписи Пушкина.

Умер Томас Райт 30 марта 1849 года.

Фёдор Иванович Рерберг – художник поистине многогранный. Брат известного архитектора Ивана Ивановича Рерберга (которому помогал при строительстве Киевского вокзала в Москве) и сын инженера Ивана Фёдоровича Рерберга, унаследовавший от отца восхитительные аналитические способности, изобретательность и смелость мысли. Это помогло ему стать не только выдающимся русским и советским живописцем и графиком, но и теоретиком и историком искусства, специалистом по технике и технологии живописи, педагогом, автором востребованных учебников.

Фёдор Иванович Рерберг родился 21 июня 1865 года в Москве. В 16 лет брал частные уроки рисования. В 1885-1902 годах учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге сначала на архитектурном, затем на живописном отделении у Павла Петровича Чистякова, Петра Михайловича Шамшина, Богдана Павловича Виллевальде, Василия Петровича Верещагина, Валерия Ивановича Якоби и других. В 1892 году получил звание неклассного (свободного) художника, при этом имел чин коллежского советника, что соответствовало званию полковника.

с 1892 года жил в Москве. Много путешествовал. Совершил поездки на Кавказ, в Крым, по Волге, в Германию, Австрию, Францию, Италию. Выезжал на этюды в Подмосковье. Работал в различных техниках, особенно много работал в технике акварели.

Участник выставок с 1889 года. Член объединения «Московский салон». С 1889 года экспонент Московского общества любителей художеств, в котором в 1898 году получил членство. С 1891 по 1903 год участвовал в выставках передвижников, однако делал это нерегулярно.

Как художник хорошо себя чувствовал в традициях пленэрной реалистической живописи, но весьма удачно пробовал силы и в импрессионистском и символистском направлениях.

Примерно в 1917-1918 году Фёдор Иванович Рерберг работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете, состоял членом Художественного совета Государственного Исторического музея. В 1918 году участвовал в организации 1-го Пролетарского музея, с 1920 года заведовал художественной частью Музея труда. Выполнил панно для ВСХВ в Москве в 1923 году. С 1927 года состоял консультантом завода художественных красок «Красный художник».

Умер в Москве 28 сентября 1938 года.

Дорогие друзья!

Сообщаем вам, что со 02 июля Дальневосточный художественный музей принимает группы не более 10 человек, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований:

    • масочный режим
    • социальная дистанция 2 м

(Основание: постановление Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 №274-пр «Об отдельных ограничительных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края»)

Убедительно просим вас предварительно записываться на сайте музея или по телефону 31-48-71.

Время работы музея: 10.00-18.00

(касса – до 17.30), понедельник – выходной.

Мы всегда рады видеть вас в нашем музее!

Skip to content