
Один из наставников Александра Алексеевича Борисова. Художник, о котором написано множество статей, исследований и книг. Рассказать о нём в полном объёме (впрочем, как и о любом другом) просто не представляется возможным в рамках данного материала. Он безотказно находит отклик в сердцах зрителей, благодаря своим «светящимся» полотнам, его фамилия обескураживает, заставляя далёких от искусства людей полагать, что он иностранец, подобных ему в русской живописи не было ни до него, ни после. Если вы спросите школьника или студента, впервые посетившего ДВХМ, какая картина ему запомнилась больше всего, то 90%, что он ответит: «Там, где луна ночью светится». Удивительно, но именно эта луна влечёт обратно в музей тех, кто уже видел её однажды, поэтому сотрудникам ДВХМ часто приходится слышать от посетителей вопрос: «А в каком зале картина, где луна над морем? Хотел[а] показать сыну/дочке/внуку/внучке/жене/мужу, как она светится!». Даже самый невнимательный на экскурсии пострелёнок в ответ на вопрос о запомнившейся картине протянет: «Ну-у-у… Луна! С морем». Забавный факт: на самой картине нет луны.
Шутки шутками, но такую народную любовь не купить ни за какие деньги!
Семья будущего кудесника люминизма жила бедно, поэтому Архип Иванович с детства привык работать. В лавке хлеботорговца, где одно время работал Куинджи, ему посоветовали поехать в Крым на обучение к самому Айвазовском, когда заметили его рисунки. Архип Иванович так и сделал. Однако прославленный маринист не нашёл в юном Куинджи особого таланта и юноше по большей части поручали готовить краски или красить забор. Архип возвращается в Мариуполь и начинает заниматься ретушированием фотографий в мастерской одного местного фотографа, а по ночам тренироваться в рисовании.
В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако первые две попытки оказались неудачными. В 1868 году он создал картину «Татарская сакля в Крыму», не дошедшую до наших дней и написанную под очевидным влиянием Айвазовского, которую выставил на академической выставке. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Дальше последуют годы поиска собственного пути и творческого расцвета, дружба с Товариществом передвижников, в которое его примут в 1875 году, история любви с прекрасной Верой, дружба с Менделеевым, изобретение битумных или асфальтовых красок, обострение отношений с Академией художеств и годы затворничества… Но какой бы в итоге не выглядела его жизнь в глазах современников, своим ученикам он запомнился не только как наставник и художник, но и как щедрый меценат и благотворитель, жертвующий средства на стипендии, организацию выставок.
После смерти Куинджи в 1910 году обнаружилось, что все капиталы (несколько сот тысяч рублей, недвижимость) были завещаны на цели развития живописного искусства (Общество художников им. А.И. Куинджи), ещё часть – жене и родственникам.
Увы, но после 1918-1920 годов все завещанные капиталы обратились в прах… А вот что действительно оказалось бессмертным и перед лицом времени, и перед лицом идеологий, так это талант художника и свет его картин.