Выставка
ПОСВЯЩЕНИЕ ДЮРЕРУ

Организаторы:

Министерство культуры Хабаровского края

Дальневосточный художественный музей

Место и время экспонирования выставки:

9 апреля – 18 мая 2021 года

ДВХМ, Шевченко 7

2021 год щедр на знаменательные события и даты. В мае исполняется 550 лет со дня рождения Альбрехта Дюрера, в июле – 415 лет со дня рождения Рембрандта. В память об этих датах Дальневосточный художественный музей открывает выставку западноевропейской графики XV–XVII веков, охватывающую эпоху расцвета гравюры в Европе, время увлечения различными ее видами – ксилографией, резцом, офортом.

Среди 32 работ итальянских, фламандских, голландских, немецких и французских мастеров признанными шедеврами являются графические листы Альбрехта Дюрера (1471–1528), великого немецкого художника, который с особенной глубиной выразил лучшие достижения немецкого Возрождения. Как человек своего времени он проникся идеями гуманизма, которые воплощал в своих работах.

В 27 лет Дюрер создает одну из самых известных своих гравюр – «Молодая пара на прогулке, сопровождаемая Смертью, или Прогулка», связанную с популярной в те времена темой быстротечности жизни – memento mori. А за несколько лет до смерти Дюрер создает цикл гравюр, посвященный апостолам, в том числе и лист «Святой Варфоломей» (1523).

Источник красоты для Дюрера – не только в самих предметах, но и в личном отношении к ним художника. «Воистину искусство заключено в природе, кто может его извлечь, тот владеет им», – писал он. Отсюда, через множество ступеней в несколько веков, идет путь к портретам Рембрандта.

Альбрехт Дюрер был величайшим, но далеко не единственным представителем немецкого Возрождения. За ним следуют множество граверов, в том числе Ханс Зебальд Бехам. В Италии современник Дюрера Марко Денте повторяет в гравюре работы Рафаэля, а Джорджо Гизи в конце XVI века гравирует фрески Приматиччо в Фонтенбло, в XVII веке Сальватор Роза блистает в технике офорта, Агостино Карраччи обращается к композициям мастеров Возрождения, француз Жерар Одран – к работам Доменикино, фламандцы Лукас Ворстерман и Виллем ван дер Леув – к произведениям гения барокко П. П. Рубенса. Великий офортист Жак Калло во Франции создает свою школу, последователем которой становится итальянец Стефано делла Белла. Жан Лепотр, разрабатывая орнаментальные композиции, становится выразителем «большого стиля» Людовика XIV, а Себастьян Бурдон формирует свой стиль – «стиль Бурдона». В Голландии XVII века изобразительное искусство получает распространение, равное которому не было ни до ни после, картины и гравюры заполоняют художественный рынок. Среди самых прославленных мастеров этого времени – Карель Дюжарден, Ян и Корнелис Висхеры, но выделяется среди своих современников гениальный живописец и офортист Рембрандт. 

Экспонируемые на выставке работы не только дают представление об особенностях различных техник печатной графики, национальных школ, большинство из них является переходным, связующим звеном между гуманистическим идеалом «положительного человека» Альбрехта Дюрера и любовью к несовершенному – и тем самым прекрасному – человеку Рембрандта ван Рейна.